Новые документы в
Вашем комплекте
За сутки: 11729
За неделю: 32164
За месяц: 102166
Новые документы в
системе ГАРАНТ
За сутки: 11729
За неделю: 32164
За месяц: 102166

Годовой бухгалтерский отчет - 2023: новые таблицы в Пояснительной записке и не только

Приказ Минфина России N 164н от 13 октября 2023 г. (зарег. в Минюсте 20.11.2023)

Регистрацию прошли изменения в Инструкцию N 33н. Отметим, что данный документ немного отличается от первоначального проекта. В частности, вместо предусмотренного проектом нового раздела "Сведения о дебиторской задолженности по доходам" в форме 0503769 утверждена новая Таблица N 11 "Причины увеличения просроченной задолженности" к Пояснительной записке. Но обо всем по порядку.

Все изменения, предусмотренные Приказом N 164н, применяются с отчетности за 2023 год. В основном новые положения касаются порядка формирования Пояснительной записки. Благодаря новым Таблицам N 7 - 12 пояснения к отчетности структурированы и учитывают требования не только Инструкции N 33н, но и некоторых федеральных стандартов бухучета госфинансов по раскрытию дополнительной информации в отчетности. Внесены небольшие, но существенные поправки в порядок формирования Сведений (ф. 0503790). Также появились новые строки в Отчете о движении денежных средств (ф. 0503723) для обособления денежных потоков в ситуации, когда учреждение является "промежуточным звеном" для поступивших денежных средств.

Рассмотрим основные положения Приказа N 164н, о которых необходимо знать бухгалтеру для успешной сдачи годовой отчетности за 2023 год.

1. Информация по сегментам в отчетности

Учреждениям, а главное - ГРБС и финорганам - больше не нужно "ломать голову", как же выполнить требования Стандарта "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам". В Инструкции N 33н теперь прямо написано - информация по сегментам в отчетности раскрывается в объеме показателей, предусмотренных следующими отчетами: Справка (ф. 0503710), Отчет (ф. 0503721), Сведения (ф. 0503768) и Сведения (ф. 0503769). То есть отдельно ничего описывать не нужно - информации, которая содержится в указанных отчетных формах, достаточно, чтобы провести анализ показателей по сегментам благодаря структурированию показателей в разрезе кодов бюджетной классификации (составных ее частей). Если только ГРБС или финорган не потребует детально раскрыть конкретный показатель по конкретному сегменту - такую информацию придется отразить в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки (ф. 050760). Новое положение п. 56 Инструкции N 33н о раскрытии информации по сегментам в перечисленных отчетных формах не в полной мере отвечает требованиям Стандарта, но временно решает вопрос о предоставлении данной информации. Именно временно - не за горами трансформация Инструкций по отчетности в Стандарты, и тогда способы и подходы изменятся.

2. Новые таблицы в составе Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760)

Большой объем информации, которую раньше следовало раскрывать в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760), перенесен в отдельные таблицы. Благодаря такому подходу существенно уменьшится текстовая часть, а главное - сократится количество претензий ревизоров к отсутствию сведений, которые в обязательном порядке необходимо отразить в пояснениях к отчетности. В частности, информацию, отраженную в отчетных формах по коду "иные причины", начиная с 2023 г. необходимо раскрыть не в текстовой части Пояснительной записки, а в новых шести Таблицах N 7 - 12, специально структурированных по разделам Пояснительной записки. Причем, в отличие от Таблиц N 1, 4 и 6, не все новые таблицы формируются раз в год. Периодичность формирования Таблиц N 9 - 12 зависит от наличия показателя в той отчетной форме, сведения из которой раскрываются в соответствующей таблице, и соответствует периодичности представления такой формы. Кроме того, установлено, что субъектами консолидированной отчетности - учредителем и финорганами, сводные таблицы не формируются, за исключением Таблицы N 11 "Причины увеличения просроченной задолженности" для учредителя.

Новые таблицы в составе Пояснительной записки (ф. 0503760)

Периодичность формирования и представления

Какую информацию раскрываем

Таблица N 7
"Сведения об организационной структуре учреждения"

годовая

В таблице 15 показателей, которые раньше раскрывались в разделе 1 текстовой части Пояснительной записки.

Например:

- местонахождение / адрес, организационно-правовая форма учреждения, изменения в наименовании в отчетном году;

- место публикации отчета о результатах исполнения задания и Плана ФХД;

- сведения о передаче полномочий по ведению учета иному учреждению (централизованной бухгалтерии).

Таблица N 8
"Сведения о результатах деятельности учреждения"

годовая

В таблице также 15 показателей, которые раньше раскрывались в разделе 2 текстовой части Пояснительной записки. Например:

- количество прошедших обучение сотрудников и объем расходов на повышение квалификации и переподготовку;

- средняя численность сотрудников за отчетный год;

- количество и суммы заключенных в отчетном году контрактов по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ;

- информация о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждения основными фондами.

Таблица N 9

"Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности"

годовая,

а также иная периодичность (месячная, квартальная) при наличии показателей в Таблице

В таблице 2 показателя, относящиеся к разделу 3 текстовой части Пояснительной записки:

- расшифровка кода 99 "Иные причины", указанного в графе 8 раздела 2 Сведений (ф  0503766);

- сведения о принятых обязательствах (денежных обязательствах), исполнение которых предусмотрено в следующих отчетных периодах. В данной строке расшифруйте показатели строки 800 раздела 3 Отчета (ф. 0503738, ф. 503738-НП) по годам, КФО, КВР и суммам

Таблица N 10

"Анализ показателей отчетности учреждения"

годовая,

а также иная периодичность (квартальная) при наличии показателей в Таблице

В таблице 16 показателей, которые раньше раскрывались в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки.

В основном это пояснение кода "иные причины", указанного в Сведениях (ф. 0503769), Сведениях (ф  0503773), Сведениях
(ф. 0503775), Сведениях (ф. 0503790).

Кроме того, раскрывается информация о:

- некассовых операциях;

- задолженности по исполнительным документам;

- средствах субсидии на оказание высокотехнологичной медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС.

Таблица N 11

"Причины увеличения просроченной задолженности"

- на 01 июля;

- на 1 октября;

- годовая.

 

Формируется с периодичностью, установленной для Сведений (ф. 0503769)

В таблице раскрывается информация о причинах увеличения просроченной дебиторской и кредиторской задолженности по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года. Такие сведения раньше следовало раскрыть в разделе 4 текстовой части Пояснительной записки.

По каждому номеру счета (26 знаков) необходимо сравнить суммы задолженности в графах 11 и 14 раздела 1 Сведений (ф. 0503769), и если задолженность на отчетную дату увеличилась - описать причины в графе 6. Дополнительные критерии вправе установить учредитель, финорган.

Таблица N 12

"Прочие вопросы деятельности учреждения"

годовая,

а также иная периодичность (квартальная) при наличии показателей в Таблице

В таблице 2 показателя, относящиеся к разделу 5 текстовой части Пояснительной записки:

- реквизиты правового акта о проведении годовой инвентаризации, а также сведения о расхождениях или их отсутствии;

- перечень отчетных форм, не включенных в состав отчетности ввиду отсутствия числовых показателей.



Отметим, что приведенный перечень сведений, которые следует отразить в новых таблицах, далеко не полный. Отличительная особенность новых табличных форм в том, что детальное описание показателей и пояснений, которые следует отразить в Таблицах N 7 - 12, содержится непосредственно в самих унифицированных формах.

Включение пояснений по кодам иных причин, указанных в отчетных формах, в конкретные таблицы означает, что при проверке отчетности заработают новые контроли. Например, если в графе 7 раздела 2 Сведений (ф. 0503769) указан код 89 - иные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности, должна быть заполнена строка 030 в Таблице N 10.

Кроме того, во всех Таблицах N 7 - 12 есть строка "Иной показатель". В ней следует раскрывать те сведения, которые определены ГРСБ и / или финорганом для конкретной таблицы как дополнительные существенные показатели. Например, ГРБС или финорган может определить, что сведения о таком событии после отчетной даты, как завершение приемки в январе очередного года по итогам поставки декабря отчетного года раскрываются в Таблице N 10. Иную существенную на взгляд учреждения информацию, которая не вошла в новые таблицы, по прежнему нужно описывать в Текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).

3. Денежные потоки "транзитом" в отчетности

Бюджетные и автономные учреждения иногда сталкиваются с ситуациями, когда поступления и выбытия денежных средств не являются ни доходами, ни расходами учреждения, но и к средствам во временном распоряжении не относятся. Движение таких денег отражается на лицевом счете учреждения с применением АнКВИ 510 / 610 и статей 510 / 610 КОСГУ. И если раньше приходилось включать такие средства в строки отчетных форм, прямо для этого не предназначенные, исходя из контрольных соотношений к отчетности и писем финансового ведомства, то теперь в Инструкции N 33н для ряда ситуаций вопрос урегулирован. Уточнено описание строки 520 Отчета (ф. 0503737), введены специальные строки в Отчет (ф. 0503723):

Ситуация

Отчет об исполнении учреждением плана его ФХД
(ф. 0503737)

Отчет о движении денежных средств учреждения
(ф. 0503723)

Поступление и выбытие денежных средств от реализации товаров, работ, услуг на основании агентских договоров.

Обратите внимание! Аналогичным образом в отчетности отражаются операции по договору комиссии

строка 520 раздела 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения"

с указанием в графе 3 кода аналитики:

АнКВИ 510 - поступление со знаком "плюс";

АнКВИ 610 - выбытие со знаком "минус"

раздел 3 "Изменение остатков средств"

строка 4610 "Увеличение расчетов по иным операциям с денежными средствами, не отраженным в поступлениях и выбытиях" - поступление по КОСГУ 510, показатель со знаком "минус";

строка 4620 "Уменьшение расчетов по иным операциям с денежными средствами, не отраженным в поступлениях и выбытиях" - выбытие по КОСГУ 610, показатель со знаком "плюс".

 

Ранее в указанных строках отражалось движение денежных средств на депозитных счетах. Теперь такие денежные потоки отражаются по новым кодам строк 4910 и 4920.

В свою очередь коды строк, предназначенные для отражения движения денежных средств по управлению остатками, также изменились: вместо строк 4630 и 4640 это строки 4930 и 4940.

Поступление на счет учреждения и перечисление в доход бюджета денежных взысканий за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок



4. Корректировка в названии кода причин изменений вступительного баланса "04" в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773) По коду причин изменений валюты баланса "04" отражается уточнение показателей на начало отчетного периодf в связи с изменением учетной политики. Но не все изменения учетной политики применяются ретроспективно и служат причиной корректировки входящих остатков. Данное обстоятельство учтено в новом наименовании кода "04 - изменение учетной политики (введение новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета для фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее)". 5. Уточнения в порядке заполнения Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503790) Порядок формирования Сведений (ф. 0503790) корректировали в конце прошлого года, но некоторые формулировки в порядке их заполнения вновь потребовали уточнения во взаимосвязи с нормами Градостроительного кодекса РФ. В частности, определение объекта незавершенного строительства, реконструкция и строительство которого осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов, содержится в п. 1 ст. 55.34 Градостроительного кодекса РФ. "Незавершенкой" признается объект со дня включения сведений о нем в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, региональные реестры незавершенных объектов капитального строительства. В частности, на федеральном уровне Порядок формирования и ведения реестра незавершенных объектов капитального строительства утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.2022 N 1295. Об этом мы уже рассказывали в новостях. В целях приведения в соответствие с действующими нормами Градостроительного кодекса РФ уточнены коды статусов, которые отражаются в графах 7 и 8 Сведений (ф. 0503790). Указанное изменение также следует учесть при проведении годовой инвентаризации за 2023 год. Отметим, что при формировании отчетности за 2023 г. в графе 7 следует указать коды, которые были указаны в графе 8 Сведений (ф. 0503790) за 2022 г. Норма о том, что код статуса объекта на начало отчетного периода должен соответствовать коду статуса объекта, указанному на конец прошлого отчетного периода (финансового года), осталась неизменной. Обратите внимание! При уточнении наименований кодов статуса слова "объекты незавершенного строительства" заменили на слова "объекты капитального строительства". Понятие "объекты капстроительства" в целях формирования Сведений (ф. 0503790) шире, чем термин "незавершенка". В частности, при передаче капвложений не всегда объект включен в соответствующий реестр и отнесен к незавершенным объектам капстроительства согласно п. 1 ст. 55.34 Градостроительного кодекса РФ. Передаваться могут в том числе вложения, сформированные на этапе разработки проектно-сметной документации, когда строительство еще не началось, или вложения в объект, строительство которого еще не завершено, при этом передаваемый объект не включен в соответствующий реестр. Все эти нюансы учтены при корректировке названий кодов статуса объекта, включенных в группу 2Х "Выбытие капитальных вложений (объекта капитального строительства)". Ранее данная группа называлась 2Х "Выбытие капитальных вложений (объекта незавершенного строительства)". Еще одно изменение касается графы 13 "Год начала реализации инвестиционного проекта". При формировании отчетности за 2022 год данную графу заполнять не требовалось. Но такое послабление продлилось недолго - уже в отчетности за 2023 год придется заполнить данную графу. Вот только показатель в ней другой. Теперь это год фактического начала строительства, а не год начала реализации инвестпроекта, который наступает, как правило, раньше строительства - в частности, еще на этапе вложений в разработку проектно-сметной документации.
Попробуйте Систему ГАРАНТ бесплатно