Новые документы в
Вашем комплекте
За сутки: 11729
За неделю: 32164
За месяц: 102166
Новые документы в
системе ГАРАНТ
За сутки: 11729
За неделю: 32164
За месяц: 102166

Цифровизация закупок малых объемов - не миф, а реальность

Распоряжение Правительства РФ от 29 сентября 2025 г. N 2710-р

В конце прошлого года в ст. 103 Закона N 44-ФЗ были внесены изменения, согласно которым информация о "малых закупках" подлежит включению в реестр контрактов. Но несмотря на то что данное требование станет обязательным только с 01.07.2026 года, подготовка к новому этапу обеспечения максимальной прозрачности закупок уже идет полным ходом.

На первый взгляд может показаться, что включение в реестр контрактов информации о закупках малых объемов в разрезе каждой из таких закупок повлечет увеличение административной нагрузки на должностных лиц учреждений-заказчиков. Вместе с тем такое мнение нельзя считать обоснованным. Дело в том, что по итогам реализации Концепции, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.06.2024 N 1636-р, процесс осуществления "малых закупок" будет автоматизирован. Это означает, что по общему правилу контракты с единственным поставщиком, заключаемые в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, будут заключаться в виде электронного документа, подписанного УКЭП. А информация о таких контрактах, включая документы, подтверждающие приемку товаров, работ, услуг будет размещаться в ЕИС также в структурированном виде. Иными словами, заказчикам уже не придется, да уже и скорее всего и не получится размещать в ГИС ЕИС скан-копии (образы) бумажных документов. Соответственно, те сложности, которые сейчас "преследуют" заказчиков в связи с необходимостью оформления на бумажном носителе Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452), исчезнут сами собой.

Законодательство о закупках позволяет осуществлять закупки малых объемов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика. Однако упрощенный порядок планирования и осуществления таких закупок существенно затрудняет учет их объемов. Вместе с тем объемы таких закупок занимают значительный удельный вес в общем объеме закупок. Перспективы и механизмы цифровизации закупок малых объемов подробно обсуждались на X Московском финансовом форуме (https://mff.minfin.ru/news/na-mff-obsudili-organizatsiyu-malykh-goszakupok-s-uchetom-opyta-marketpleysov/).

Цель совершенствования регулирования малых закупок - создание цифровой платформы малых закупок, обеспечивающей взаимодействие всех участников закупок и информационных систем, используемых для проведения малых закупок, в масштабах всей страны. Одна из задач, решение которой направлено на достижение предусмотренных Концепцией целей, - создание и ведение единого каталога конкретных товаров, а также использование цифрового паспорта промышленной продукции.

С 1 октября 2025 г. по 31 марта 2026 г. на территории России проводится эксперимент по ведению единого каталога конкретных товаров. На время проведения эксперимента в каталог включены бумага и картон для графических целей, регистрационные журналы, бухгалтерские книги, скоросшиватели, бланки и другие канцелярские принадлежности из бумаги и картона, фотографические эмульсии и химические составы для фотографии, ноутбуки, планшеты, периферийные устройства с двумя и более функциями, мониторы и проекторы, телефоны, мебель для офисов и предприятий торговли, питьевая вода.

В обязательном порядке в эксперименте участвуют Минпромторг России, Минфин России, Федеральное казначейство и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Остальные заказчики могут принять участие в эксперименте на добровольной основе. Причем решение об участии в эксперименте могут принять и те субъекты РФ, в которых созданы и применяются информационные системы для автоматизации закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Конечно, из общего правила будут и исключения - очевидно, что для отдельных заказчиков закупки в электронной форме невозможны по причине наличия у них потребностей в специальных товарах, работах, услугах, а также необходимости обеспечения конфиденциальности информации об осуществляемых ими закупках. Кроме того, у любого заказчика может возникнуть действительно неотложные нужды. Согласно Концепции возможность осуществления малых закупок с использованием бумажного документооборота любыми заказчиками для удовлетворения неотложных нужд в кратчайший срок на определенную сумму также будет предусмотрена. Однако информация о таких закупках, несмотря на осуществление их с использованием бумажного документооборота, будет включаться в реестр контрактов.
Попробуйте Систему ГАРАНТ бесплатно